Нейропсихолог – это специалист, который занимается диагностикой психических функций и коррекцией нарушенных или неразвитых функций психики с учетом закономерностей функционирования нервной системы человека.
Общие сведения
Нейропсихология – это отрасль медицинской (клинической) психологии, к сфере деятельности которой относятся выявление и коррекция психических процессов, связанных с особенностями функционирования головного мозга человека.
Это междисциплинарная отрасль находится на стыке нейронауки (совокупности научных дисциплин, которые занимаются изучением нейронных процессов) и психологии. Основной задачей нейропсихологии является изучение связи психических процессов и поведения со структурой и функционированием головного мозга.
Психические процессы в нейропсихологии рассматриваются так же, как и в когнитивной психологии – как процессы обработки информации, но нейропсихология при этом обращает внимание на особенности развития, структуры и функционирования мозга человека.
К задачам нейропсихологии как науки относится изучение:
- роли мозга в психической деятельности, а также механизмов, которые влияют на осуществление различных психических процессов;
- влияния травм и патологий развития мозга на психику;
- особенностей и этапов развития мозга;
- нейропсихологических особенностей, которые свойственны детям;
- методов коррекции различных нарушений психических процессов.
Учитывая различные направления и задачи, присущие данной науке, ее подразделяют на нейропсихологию:
- Возрастную (детскую или нейропсихологию развития). Этот раздел изучает особенности высших психических функций (ВПФ) и их мозговую организацию у детей, поскольку ВПФ ребенка отличаются от ВПФ взрослого (отличаются более определенным и устойчивым представительством в определенном участке мозга) и меняются от возраста к возрасту. Детская нейропсихология занимается изучением латеральной асимметрии правого и левого полушария, выявляет СДВГ-синдром, минимальную мозговую дисфункцию и другие причины школьной неуспеваемости, а также корректирует выявленные у детей проблемы.
- Клиническую. Этот раздел занимается изучением нейропсихологических синдромов, которые возникают при поражении определенного участка мозга, и устанавливает связи между травмой, опухолью или кровоизлиянием и происходящими при этом изменениями в психических процессах.
- Диагностическую, помогающую выявить значение индивидуальных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга. Нейропсихологический метод помогает решать общие задачи психодиагностики, к которым относятся выявление одаренности, поведение в экстремальных ситуациях и другие индивидуальные различия личности человека.
- Реабилитационную. Направлена на разработку методов восстановления нарушенных высших психических функций, возникших в результате заболевания как на остром его этапе, так и в виде отдаленных последствий. Нейрореабилитация является комплексной системой, включающей восстановление всех видов высшей психической деятельности (речь, движения и т.д.) и социального статуса пациента.
- Экспериментальную, которая занимается изучением поведения людей и животных при локальных поражениях мозга. Так, эксперименты А.Р. Лурия позволили изучить и классифицировать нарушения речи и памяти, а в настоящее время этот раздел при помощи нейропсихологических диагностических методов изучает познавательные процессы и эмоциональную сферу человека.
- Старческого возраста, которая направлена на изучение и терапию различных старческих дегенераций мозга.
Отдельным направлением является нейрокоучинг, позволяющий раскрыть потенциал человека и его когнитивные способности, снизить уровень тревожности и решить другие психологические проблемы с учетом психофизиологических особенностей его развития.
Поскольку нейропсихолог занимается коррекцией психических процессов, его часто путают с психологом. Но эти специалисты отличаются объектом изучения и коррекции – психолог сосредоточен на эмоционально-волевой сфере человека и его эмоционально-личностных проблемах (тревожности, поведенческих нарушениях и т.д.), а нейропсихолог изучает анатомию и физиологию мозга, заболевания ЦНС и корректирует нарушения в развитии, связанные с глубинными мозговыми механизмами.
Нейропсихолог – это специалист, получивший базовое психологическое образование (обычно это клиническая психология) и дополнительное образование по специальности «Нейропсихология».
Чем занимается нейропсихолог
Нейропсихолог обязан:
- выявлять ресурсные и дефицитарные стороны мозговой деятельности пациента, а также степень нарушений высших психических функций путем проведения нейропсихологической диагностики;
- устанавливать взаимосвязи между выявленными повреждениями мозговых структур и присутствующими нарушениями психических процессов;
- применять нейродиагностические методы, позволяющие выявить особенности восприятия, мышления, саморегуляции, уровня контроля и координации движений пациента;
- оценивать степень тяжести выявленных нарушений восприятия (речь, внимание, зрительные образы, пространственная ориентация, способность выполнять целенаправленные двигательные акты);
- разрабатывать и осуществлять индивидуальные программы нейрокоррекции (включает двигательную и когнитивную сферы);
- вести контроль за качеством выполнения коррекционных упражнений, направленных на улучшение адаптации, развитие и обучение;
- вносить дополнения в программу нейрокоррекции;
- при органических поражениях участков мозга проводить нейропсихологическую реабилитацию, активируя компенсаторные механизмы высшей нервной деятельности;
- оказывать консультационную помощь.
Этот специалист должен обладать:
- знаниями в области психофизиологии, неврологии, возрастной и клинической анатомии, физиологии ЦНС и сенсорных систем, а также психиатрии и психотерапии;
- эмпатией, стрессоустойчивостью, уравновешенностью, умением расположить к себе пациента;
- выдержкой и терпением, которые необходимы при работе с пациентами детского возраста;
- достаточным уровнем знания английского языка для постоянного повышения квалификации (основная часть исследований по нейропсихологии публикуется на английском языке).
Что лечит нейропсихолог
Нейропсихолог занимается лечением детей, которые страдают:
- синдромом дефицита внимания или гиперактивностью;
- ДЦП;
- трудностями при социализации (проблемы с адаптацией);
- повышенной утомляемостью;
- замедленным процессом усвоения школьной программы;
- задержкой психического развития;
- задержкой развития речи и другими нарушениями речи (коррекцией этих нарушений также параллельно занимается логопед);
- нарушениями мелкой и крупной моторики;
- нарушениями памяти и логического мышления и т.д.
Каждому ребенку в индивидуальном порядке подбирается обучающая программа, позволяющая корректировать нарушенные функции психики.
Взрослые обращаются к нейропсихологу при разнообразных нарушениях высших психических функций, а также после перенесенных инсультов, вызывающих поражение нервной системы заболеваний и черепно-мозговых травм.
Когда нужно обращаться к нейропсихологу
Консультация нейропсихолога необходима лицам, у которых присутствуют:
- нарушения речи и слухового, зрительного или тактильного восприятия;
- проблемы с мышлением, памятью, вниманием или произвольной регуляцией движений;
- проблемы с контролированием эмоций.
Показать ребенка нейропсихологу рекомендуется, если ребенок:
- испытывает затруднения при чтении, письме или счете;
- плохо запоминает информацию, не может сосредоточиться;
- страдает нарушениями речи;
- импульсивен, плохо себя контролирует, очень медлителен или гиперактивен;
- не ориентируется, где правая и левая рука после 6 лет;
- отличается «зеркальностью» при письме;
- быстро утомляется;
- отстает в развитии;
- не реагирует сразу на обращение к нему взрослых;
- не может выделить существенные признаки предметов (величина и т.д.);
- плохо выполняет домашние задания, если работает самостоятельно.
Особенно актуально обращение к врачу, если ребенок имел травму головного мозга, родовую травму, перенес операцию под общим наркозом или тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.
Диагностика
Для диагностики в нейропсихологии обычно используется система, разработанная А.Р. Лурией. В процессе диагностики нейропсихолог:
- описывает историю болезни и результаты проведенных ранее обследований (клинический случай);
- описывает психическое состояние пациента с учетом особенностей его сознания (эмоциональный статус, способность к ориентации во времени и пространстве, критичность);
- исследует внимание (пассивное и произвольное) и память;
- исследует визуальное восприятие с помощью реальных предметов, тактильное и слуховое восприятие, двигательную активность;
- изучает речевые навыки;
- анализирует особенности письма;
- исследует интеллектуальные процессы, систему счета, чтение.
При диагностике могут также использоваться инновационные разработки (метод Вассермана и др.).
Из инструментальных методов могут использоваться ЭЭГ, КТ, МРТ, ПЭТ и др.
Лечение
Методы коррекции – это комплекс специальных двигательных, дыхательных и когнитивных упражнений, которые подбираются в индивидуальном порядке.