Логопед – это специалист, который занимается диагностикой и лечением нарушений речи у детей и взрослых при помощи средств специального обучения и воспитания.
Общие сведения
Логопедия – это раздел специальной педагогики, который занимается изучением нарушений речи, развивающихся при нормальном слухе, а также изучением проявлений, природы и механизмов этих нарушений и методов их коррекции.
Изначально дефекты речи при нормальном слухе изучались в рамках сурдопедагогики, но во второй половине XIX в. логопедия выделилась в отдельную науку. До 30-х годов ХХ в. недостатки речи рассматривались как дефекты речедвигательной мускулатуры, в связи с чем логопедия занималась разработкой приемов, позволяющих преодолеть двигательные трудности артикулирования.
В современной логопедии речь рассматривается как многофункциональное системное образование, которое оказывает влияние на развитие психики. Эта научная дисциплина пользуется общими принципами дефектологии и тесно взаимодействует с языкознанием, физиологией и психологией.
Общепринятая классификация расстройств речи до сих пор не разработана, поскольку речевые функции, восприятие и понимание речи выполняют органы и системы, изначально отвечающие за другие физиологические функции. В связи с отсутствием предназначенных именно для речи органов лечением расстройств речи занимаются смежные дисциплины.
Логопед – это специалист с высшим педагогическим образованием, окончивший педагогический институт по специальности «Логопедия».
Поскольку сфера деятельности логопеда расположена на стыке медицины и педагогики, этот специалист должен:
- обладать профессиональными знаниями в области анатомии и физиологии, знать основы высшей нервной деятельности;
- понимать аспекты артикуляции и образования звуков, знать закономерности фонетических процессов;
- обладать знаниями в области детской психологии;
- владеть методами педагогики и методиками коррекции речевых нарушений;
- обладать терпеливостью, эмпатией и доброжелательностью по отношению к пациентам;
- отличаться внимательностью, наблюдательностью и умением сохранять хладнокровность в нестандартных ситуациях.
Кроме того, логопед должен владеть навыками работы со слабослышащими и умственно ограниченными пациентами.
Поскольку речевые нарушения часто связаны с психическими проблемами, логопед работает в тесном взаимодействии с психологом, а в некоторых случаях – с неврологом и дефектологом.
Чем занимается логопед
Речевые нарушения различаются по своей природе, проявлениям, степени выраженности и влиянию на развитие психики и ее состояние.
Дефекты речи могут:
- проявляться только при произношении (косноязычие);
- затрагивать чтение и письмо (дислексия, дисграфия);
- касаться лексико-грамматического аспекта (афазия, алалия);
- проявляться в отклонении формирования речевого поведения (заикание, тахилалия).
Врач-логопед обучает детей и взрослых правильному образованию и произношению слов, разъясняет варианты постановки звуков, учит правильно воспринимать речь и грамотно излагать мысли, помогает расширять словарный запас.
В процессе работы логопед использует дыхательную гимнастику и специальные упражнения, помогающие исправить ошибки речи и устранить заикание, а также запинания, которые возникают в процессе речи. Кроме того, благодаря применению различных упражнений у пациента улучшается память, развивается внимание и мышление.
Детский логопед помогает ребенку:
- научиться правильно произносить звуки (устраняет шепелявость, гнусавость и картавость);
- грамотно читать и писать;
- корректно составлять слова и предложения;
- говорить без заикания;
- выработать ритмичность и четкость речи;
- научиться составлять рассказы и пересказывать текст;
- растянуть подъязыковую связку, что позволяет правильно произносить «л» и «р».
При заикании, дизартрии и некоторых других нарушениях речи этот специалист проводит логопедический массаж, который позволяет влиять на нервы, сосуды, мышцы и ткани речевого аппарата (применяется, если стандартные речевые методики недостаточно эффективны).
Что лечит логопед
Логопед помогает пациенту устранить:
- Афонию – утрату звучности голоса, которая может возникать при стрессе, переутомлении голосовых связок или при заболеваниях, затрагивающих голосовые связки (катаральное воспаление, туберкулез и т.д.).
- Дисфонию – осиплость или охриплость голоса, изменение его тембра и тональности. Может быть следствием врожденных аномалий гортани, острых или хронических заболеваний верхних дыхательных путей, патологий сердца и сосудов, авитаминоза, неврологических заболеваний, хронического стресса и т.д. Проявляется напряжением при голосообразовании, уставанием голоса, раздражением горла, ощущением инородного тела или сухости в горле, напряжением или болью в области шеи.
- Дислалию – нарушенное звукопроизношение, которое наблюдается у людей без патологий слуха и при хорошей иннервации органов, участвующих в артикуляции. Может отличаться органическим, функциональным и физиологическим характером, быть мономорфной (нарушено произношение одного звука или звуков одной группы) и полиморфной (нарушено произношение звуков из разных групп).
- Паралалию, при которой трудно произносить фонемы родного языка.
- Логоневроз (невротическое заикание) – повторение одних и тех же слов или отдельных звуков, паузы при разговоре и прерывающуюся речь (речевые судороги), которые наблюдаются при недоразвитии артикуляционного аппарата, сильном стрессе, перегрузке голосовых связок и др. Заикание может также быть органическим (возникает по физиологическим причинам).
- Тахилалию – патологически быстрый темп речи, не сопровождающийся фонетическими, лексическими и грамматическими дефектами. При этом возможны пропуск или повторение слогов, которые человек не замечает. Комбинированными формами расстройства являются баттаризм (толчкообразные паузы в речи, возникающие из-за дыхания и вызывающие искажение отдельных слогов и слов) и полтерн (проявляется паузами несудорожного характера при быстром темпе речи). Является следствием неправильного развития речи (более склонны к данному расстройству легко возбудимые дети).
- Брадилалию – замедленный речевой темп, который связан с трудностями при произнесении расчлененных звуков. Является следствием поражений головного мозга и мозжечка, наблюдается при генетической предрасположенности или вследствие интоксикации в период внутриутробного развития. При данной патологии речь, мышление, письмо и чтение замедлены, между фразами присутствуют длительные паузы. При мозжечковой брадилалии также отсутствует интонация и модуляция речи.
- Дислексию – избирательно нарушенную способность к обучению чтению и письму (общая способность к обучению сохраняется), при которой человеку трудно прочесть слово, понять его смысл или понять смысл текста в целом. Может наблюдаться чтение в обратную сторону (справа налево), трудности при прочтении многосложных слов, перескакивание с одного ряда на другой. Отличается неврологическим характером.
- Дисграфию – расстройство письма, при котором человек путает порядок расположения звуков в слове, пропускает буквы, не разграничивает звуки (твердый/мягкий, звонкий/глухой), пишет зеркально, нарушает порядок слов в предложении и др. Возникает при очаговом поражении, недоразвитии или дисфункции коры головного мозга.
- Ринолалию – гнусавость голоса, которая возникает при нарушении колебаний в носовой полости голосовыдыхательной струи. Наблюдается при органических дефектах артикуляционного аппарата. При легкой степени расстройства гнусавость малозаметна, при тяжелой – речь становится непонятной, сопровождается специфической мимикой.
- Дизартрию, которую провоцируют патологии нервной системы, нарушающие иннервацию артикуляционного аппарата. Сопровождается нарушением произношения.
- Алалию – задержку речевого развития, которая проявляется полным отсутствием или выраженной дефицитарностью речи при нормальном интеллекте и слухе. Является следствием повреждения отдельных областей больших полушарий головного мозга в период доречевого развития ребенка.
- Дисфагию – расстройство глотания, при котором возникает горлосенсорная алалия. Возникает при воспалительных процессах в ротовой полости, гортани или пищеводе, при рубцовых сужениях, неврологических патологиях и др.
- Нарушения речи, которые возникли после перенесенных операций и травм.
Логопед также занимается коррекцией вторичного недоразвития речи, которое возникает при расстройствах аутистического спектра, глухоте, при умственной отсталости, расстройстве активности внимания и др.
К этому специалисту также обращаются при сложностях в обучении, которые связаны с расстройством восприятия, памяти, мышления или внимания, при недостаточном умении слушать и т.п.
Когда нужно обращаться к логопеду
Консультация логопеда необходима, если у ребенка:
- недоразвита речь (наблюдается использование только лепетных слов, однословных предложений, ограничение словарного запаса, трудности в построении сложных предложений и т.д.);
- утрачены речевые навыки;
- присутствует заикание;
- наблюдается неправильное произношение слов;
- построение предложений происходит некорректно (дети неправильно употребляют формы падежей, не согласовывают части речи и т.д.);
- отсутствует умение пересказать текст или составить связный рассказ;
- возникают проблемы при чтении или письме (наблюдается перестановка или пропуск букв, зеркальное письмо и др.);
- присутствуют нарушения речи, связанные с патологиями зрения, слуха или органов речи;
- нарушены речевые навыки после травмы или хирургического вмешательства в области носоглотки.
При наличии речевых нарушений к детскому логопеду рекомендуется обращаться с детьми младшего возраста (с 3-х лет), так как неправильное произношение с возрастом закрепляется и его труднее устранить.
Посещение логопеда-дефектолога рекомендуется детям, у которых:
- в возрасте 7-8 месяцев отсутствует реакция на обращенную к ним речь;
- в годовалом возрасте отсутствует произнесение коротких слов («дай» и др.);
- отсутствует речь или умение говорить короткими предложениями в 2,5 года;
- присутствуют проблемы с мимикой, глотанием;
- слова в процессе речи сокращаются до слогов;
- присутствует нарушение памяти или концентрации внимания;
- учащен или замедлен темп речи;
- наблюдается быстрый переход от агрессии к апатии.
При необходимости можно обращаться к специалисту и с ребенком младше 2-х лет.
Взрослому рекомендуется консультация логопеда при:
- функциональных или органических нарушениях голоса;
- наличии заикания;
- неправильном произношении звуков;
- афазии.
Этапы консультации
На консультации логопеда вместе с ребенком присутствуют родители.
Консультация, которая длиться от 30 до 40 минут, включает:
- знакомство, в процессе которого логопед предоставляет информацию о себе, изучает представления ребенка о времени, пространстве, окружающей обстановке и т.д.;
- обследование восприятия фонем и звукопроизношения согласно возрастным нормам;
- изучение строения и моторики артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры и мелкой моторики;
- изучение голосовой и дыхательной функции;
- изучение построения ребенком слов и предложений (слоговая структура и грамматический строй предложения), понимания речи, лексического запаса и способности к связной речи;
- беседу с родителями, в процессе которой логопед уточняет данные о течении беременности, родах, а также об этапах раннего развития ребенка.
Полученная информация позволяет предположить причины выявленного нарушения речи и спланировать этапы коррекционной работы.
В конце консультации логопед объясняет родителям уровень развития речи ребенка и его соответствие возрастным нормам, составляет план коррекционной работы и сообщает его родителям (логопедические упражнения проводятся также дома под руководством родителей для достижения необходимого результата).
Логопед также дает рекомендации по созданию благоприятного климата в семье и дальнейшего развития речи, отвечает на вопросы о динамике коррекционного процесса и предполагаемых сроках коррекции.
Диагностика
Логопед в процессе диагностики изучает:
- произносительные аспекты речи ребенка или взрослого;
- слух и восприятие речи, особенности звукового анализа и синтеза;
- лексический запас и вербальный интеллект;
- особенности грамматического построения предложений;
- аспекты артикуляционной моторики и мелкой моторики рук.
До проведения логопедической диагностики родителями или самим пациентом (взрослым) заполняется анкета, в которой описываются основные этапы развития и условия жизни пациента.
При диагностике связной речи у детей используются сюжетные картинки, игрушки и др.
Лечение
Коррекционная логопедическая работа проводится с учетом комфортного психологического состояния ребенка.
Упражнения для дошкольников (артикуляционная гимнастика, дидактические игры и др.) подаются в форме игры и длятся не более 45 минут. Так как дети быстро устают от однообразной деятельности, виды деятельности в процессе занятия часто меняются.
При коррекции темпа речи используют речевую гимнастику, логоритмику, громкое чтение, пересказы, чтение про себя и т.д. При замедленном темпе речи также используются упражнения для развития мелкой моторики. Для нормализации деятельности нервной системы назначаются медикаментозные препараты.
При коррекции голосовых нарушений возможно применение дыхательной гимнастики, речевых и вокальных упражнений, логопедического массажа, вибростимуляции шейной и речевой мускулатуры.