Логопед-дефектолог – это врач, который занимается коррекцией речевых отклонений у детей, страдающих патологиями органов слуха, речевого аппарата и центральной нервной системы.
Общие сведения
Логопед-дефектолог – это специалист, который получил специальное образование на кафедре дефектологии педагогического университета по профилю «Логопедия».
К сфере дефектологии (коррекционной педагогики) относится поиск эффективных методов обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. В зависимости от вида патологии, с которой приходится сталкиваться дефектологу, дефектологию подразделяют на более узкие специальности – сурдопедагогику, логопедию и др.
Логопедия – это раздел дефектологии, который сосредоточен на изучении причин, симптомов и структуры нарушений речевой деятельности, механизмов их развития, а также на разработке системы коррекционного воздействия.
Логопед – это специалист, который помогает развивать речь здоровых детей, обучая их правильному произношению звуков и других единиц речи, правильному построению предложения и т.д.
Логопед-дефектолог – это специалист, который работает с “особенными” детьми (отличаются психофизическими недостатками), поэтому кроме развития речевых навыков он также корректирует другие патологии.
Логопед проводит занятия с детьми, которые достигли трехлетнего возраста, так как фонематическое восприятие звуков и акустический аппарат у ребенка окончательно формируется к 4 годам, и только в этот период можно диагностировать проблемы с произношением звуков у здоровых детей.
К логопеду-дефектологу можно обращаться с детьми даже с 2-3 месяцев, если у малыша отсутствует гуление, лепет, а также в тех случаях, когда ребенку поставлен диагноз, сопровождающийся задержкой развития речи (минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, спинальная мышечная атрофия). Так как образование логопеда-дефектолога включает изучение медицинских дисциплин, он считается специалистом широкого профиля.
К задачам логопеда-дефектолога относятся:
- Обследование ребенка, которое включает изучение особенностей развития (познавательной, речевой и социальной сторон развития), медицинской карты и педагогической характеристики – полученные данные позволяют в процессе работы с ребенком максимально подкорректировать выявленные недостатки.
- Выбор действенных методических приемов, которые позволяют преодолеть выявленные отклонения и помогают адаптации ребенка в социуме.
- Разработка программы развития речи конкретного ребенка (постановка звуков и пр.).
- Консультирование и поддержка родителей ребенка с особенностями психофизического развития.
Логопед-дефектолог кроме соответствующего образования должен обладать сострадательностью, терпением, внимательностью, эмоциональной устойчивостью, психической выносливостью, коммуникабельностью, а речь этого специалиста должна быть внятной и грамотной.
Органы, которыми занимается логопед-дефектолог
К сфере деятельности логопеда-дефектолога относится патологии органов слуха и нервной системы, дефекты неба, губ и других органов речи.
Что лечит логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог помогает устранить:
- Задержку речевого развития (ЗРР) – замедленный темп освоения языковых норм, при котором запас слов органичен, наблюдается несформированность активного устного высказывания, ребенок не использует словосочетания и короткие предложения в возрасте 2-х лет, нет связной речи в возрасте 3-х лет. Такое логопедическое заключение может применяться по отношению к детям младше 3-4-х лет.
- Общее недоразвитие речи (ОНР), к которому относят разнообразные расстройства речи, возникающие у детей с нормальным слухом и интеллектом. Сопровождаются поздним началом речи (появление первых слов приходится на возраст 3-5 лет), ее аграмматичностью и недостаточным фонетическим оформлением, трудностями с правильным выражением мысли. Речь такого ребенка малопонятна окружающим.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Дети при таком дефекте неправильно воспринимают и произносят звуки (одним и тем же звуком ребенок может заменять несколько фонем, сложные звуки могут заменяться простыми, смешиваться и т.д.).
- Заикание, при котором в процессе речи наблюдаются частые остановки либо звуки, слоги и слова часто повторяются или растягиваются (при стрессе дефекты речи становятся более выраженными).
- Дизартрию, при которой поражения ЦНС вызывают уменьшение подвижности речевых органов, что провоцирует нарушение произношения звуков.
- Дисграфию, при которой некоторые возникающие у ребенка при написании слов стойкие ошибки связаны с несформированностью некоторых высших психических функций.
- Дислексию, которая характеризуется нормальной способностью к обучению и выборочно нарушенной способностью к чтению и письму.
- Алалию, при которой у ребенка нет нарушений слуха и врожденных отклонений, но отсутствует речь или наблюдается ее недоразвитие из-за родовой травмы или других факторов, повредивших некоторые области головного мозга.
- Дислалию, при которой дети с нормальным слухом и без патологий артикуляционного аппарата не умеют выговаривать некоторые звуки.
- Афазию, при которой сформировавшаяся речь нарушается вследствие органических поражений мозга.
- Ринолалию – вызванная дефектами носоглотки гнусавость речи.
Этот врач также помогает восстанавливать речь после травм и инсультов, и занимается с детьми, которые неправильно произносят звуки из-за проблем с прикусом, страдают аутизмом и т.д.
Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу
Посетить логопеда-дефектолога необходимо, если у ребенка есть проблемы со слухом, выявлены дефекты артикуляционного аппарата, поражения ЦНС.
Этот специалист нужен детям, которые:
- после 7 месяцев не реагируют на разговаривающих с ними взрослых;
- в год не используют для общения простые слова;
- не разговаривают в возрасте 2 лет;
- не используют простые предложения в возрасте 2,5 лет;
- произносят слова и предложения по слогам;
- сокращают слова до слогов;
- проявляют апатичность или агрессию;
- плохо концентрируются, невнимательны и отличаются плохой памятью;
- страдают искаженным чувством ритма;
- имеют проблемы с мимикой или глотанием.
Этапы консультации
Консультация логопеда-дефектолога включает:
- Пристальное изучение дефекта, которое включает диагностику высших функций психики (память и т.д.), а также эмоционального спектра и воли.
- Составление плана коррекционного воздействия и выбор подходящих методов и приемов.
- Направление к другим узким специалистам (может рекомендоваться посещение окулиста, невролога и т.д. для коррекции физических недостатков).
- Создание специальных условий обучения.
Занятия логопед-дефектолог строит с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка или взрослого пациента. Длительность сеансов зависит от выраженности дефекта и динамики коррекционного процесса (некоторые дефекты получается компенсировать лишь частично).
Диагностика
Для диагностики психоречевого развития логопед-дефектолог использует невербальные и вербальные методики, которые позволяют оценить параметры и показатели общения у детей раннего возраста, их инициативность и чувствительность, выявление познавательной активности и т.д.
У детей младшего дошкольного возраста оценивают принятие и адекватность выполнения задания, обучаемость в процессе диагностики, отношение ребенка к результатам его деятельности, уровень общения со взрослым и др.
Лечение
Логопед-дефектолог корректирует недостатки при помощи специально подобранных упражнений, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к обучению и адаптации.
Составленные специалистом упражнения помогают развить память и внимание, способность концентрироваться на задании.
Занятия, которые обычно длятся около 30 минут, проходят в непринужденной игровой атмосфере. В процессе работы развивается моторика, ставится звук, правильное дыхание и т.д.
Поскольку эффективная компенсация дефекта возможна только при регулярных занятиях, врач также демонстрирует и объясняет родителям приемы обучения ребенка для работы на дому.