Брадилалия – это замедление речи, которое возникает в результате затрудненной способности воспроизводить расчлененные звуки. Изучением данной патологии занимается логопедия, которая считает брадилалию нарушением темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера.
Расстройство возникает в результате поражения бледного шара, который отвечает за двигательную активность, и черного вещества головного мозга, ответственного за тонус мышц. Замедление темпа речи может развиваться и при поражениях мозжечка.
Общие сведения
До конца XIX века брадилалия описывалась как симптом, сопутствующий отдельным видам соматических, психических или неврологических заболеваний (может проявляться при деменции, общей психической заторможенности и психоорганическом синдроме, который вызывается органическим поражением головного мозга). В настоящее время считается отдельным нарушением темпа речи.
Напоминающие брадилалию и не являющиеся патологией особенности речи часто встречаются среди населения северных стран.
Формы
Брадилалия может быть:
- Самостоятельным расстройством темпа речи. Свойственна флегматичным, вялым и медлительным людям.
- Симптомом отдельных психических заболеваний. Наблюдается при олигофрении (врожденной или приобретенной умственной отсталости), у больных, которые перенесли менингоэнцефалит, при органических или дистрофических поражениях центральной нервной системы и т.д. Брадилалию в таких случаях сопровождает замедление всех активных движений (брадикинезия), повышенная утомляемость, слабость и общая заторможенность.
Замедление темпо-ритмической стороны речи может быть практически незаметным для окружающих, если расстройство проявляется в легкой степени.
Тяжелая степень брадилалии сопровождается нарушением коммуникации, поэтому как следствие часто возникает задержка речевого и умственного развития.
Отдельно выделяется мозжечковая брадилалия, которая обычно сопровождается нарушением речевой модуляции и скандированной речью.
Причины
Причины брадилалии могут быть как биологическими, так и психологическими. Исследователи данного нарушения речи выделяют:
- Наследственные причины нарушения. Многолетние наблюдения подтверждают семейный характер расстройства в некоторых случаях.
- Влияние экзогенных факторов на формирование расстройства. Брадилалия может быть результатом интоксикации (встречается при алкогольном синдроме плода, отравлении марганцем, угарным газом и др.), резус-конфликта, родовой или черепно-мозговой травмы, менингита, энцефалита (в том числе и летаргического энцефалита) и т.д.
- Психологические факторы, влияющие на формирование брадилалии. Основными причинами нарушений данного типа являются неправильное воспитание (включает недостаток общения со взрослыми и неправильную методику воспитания) и подражание окружающим, которые отличаются таким дефектом речи.
Медленный темп речи детей, которые страдают данным расстройством, раздражает и отталкивает окружающих. В результате страдающие брадилалией дети замыкаются и предпочитают молчать, а это способствует задержке речевого и умственного развития.
Патогенез
Замедленный темп речи обусловлен:
- патологически усиленным тормозным процессом, который доминирует над процессом возбуждения;
- центральными, в основном экстрапирамидными моторными нарушениями;
- неправильным течением лежащих в основе элементарных речевых актов кортикальных возбуждений.
Симптомы
Брадилалия проявляется речевыми и неречевыми симптомами.
К речевым симптомам нарушения относятся:
- замедленный темп экспрессивной (произносимой вслух) и импрессивной (мысленной) речи;
- замедленный темп чтения и письма;
- интервербальное замедление (увеличенные паузы между произносимыми словами);
- интравербальное замедление (увеличенные интервалы между отдельными звуками одного слова);
- растянутое произношение гласных.
Возможна скандированность речи.
Артикулирование звуков может быть нарушено, но координация слов и слогов сохраняется, и речь построена правильно.
Голос при брадилалии приобретает монотонность, модуляция и выразительность отсутствует, возможна ринофония (носовой оттенок).
Замедление речи проявляется и при опоре на зрительное восприятие.
К неречевым симптомам относятся:
- нарушения мимических движений, общей и мелкой моторики;
- вялость, общая заторможенность, плохая координация движений;
- склонность к застреванию и устойчивым повторениям (персеверация);
- ухудшение внимания, памяти, мышления, восприятия;
- проблемы с переключением внимания.
Пациенты обычно долго включаются в любой вид деятельности, инструкцию воспринимают со второго раза.
Легкая степень брадилалии не доставляет значительных неудобств и не связана с серьезными переживаниями, но при тяжелой степени расстройства осознающие свой дефект пациенты испытывают психологический дискомфорт.
Диагностика
Для диагностики нарушений темпа речи (тахилалия и брадилалия) необходимо комплексное медицинское и психолого-педагогическое обследование, поэтому пациент направляется на консультацию к неврологу, логопеду, психологу и психиатру.
Для постановки диагноза используются:
- данные анамнеза, которые включают информацию о перенесенных заболеваниях и повреждениях головного мозга, а также данные об имеющихся в семье нарушениях темпа речи;
- инструментальные исследования, которые проводят при подозрении на органическую основу нарушения (МРТ, ЭЭГ, ПЭТ головного мозга и др.).
Проводится также диагностика устной и письменной речи.
Состояние артикуляционной и мимической моторики у детей оценивается логопедами по методикам, которые включают:
- анализ состояния тонуса мышц;
- изучение возможности осуществлять непроизвольные и произвольные движения;
- изучение ритмичности, точности, амплитуды и силы мышечного сокращения, времени, которое необходимо для фиксации артикуляционного уклада и т.д.
При исследовании особенностей устной речи обращают внимание на звукопроизношение, слоговую структуру слова, особенности голоса и темпо-ритмическую сторону речи.
Для диагностики письменной речи пациенту предлагаются задания на письмо под диктовку, самостоятельное списывание текста, чтение отдельных слогов, целых фраз и текстов.
Учитывается также уровень интеллектуального развития, состояния мимической и общей моторики, сенсорных функций.
На основании обследования логопед составляет речевую карту ребенка.
Лечение
Лечение брадилалии включает:
- лекарственные препараты, которые нормализуют деятельность нервной системы (витамины В, С, глютаминовая кислота и др.);
- коррекционно-педагогическую работу, позволяющую выработать быструю и четкую речевую реакцию и выразительное звучание речи;
- специальную лечебную физкультуру, физиотерапию, массаж, бальнеотерапию;
- психотерапевтические занятия, направленные на развитие речевой активности.
Брадилалия корректируется на логопедических занятиях при помощи логоритмических упражнений, во время которых логопед поддерживает при помощи дирижирования немного ускоренный темп речи. Речевой материал постепенно усложняется – ребенок в процессе занятий переходит от произнесения слогов к словам, затем к фразам и т.д. Проводятся также упражнения, которые активизируют внимание.
Профилактика
Поскольку раннее начало коррекционной работы дает наиболее благоприятный прогноз, брадилалия требует своевременного обращения к специалистам.
Профилактика включает:
- предупреждение внутриутробных, родовых и послеродовых поражений ЦНС;
- мероприятия, направленные на предупреждение развития астенического синдрома (режим дня, полноценное питание и др.);
- нормальное развитие речи ребенка (полноценное общение, правильные образцы для подражания).