Наряду с развитием технологий в онкологической диагностике появляются новые инструменты для быстрого, безопасного и эффективного выявления рака. Цель онкологической диагностики – ответить на вопрос, есть ли дело с опухолевым заболеванием, и если да, то какова исходная точка, гистологический тип и стадия заболевания. Далее принимаются решения о вариантах и методах оптимального лечения.
Неопластические исследования
Эффективная онкологическая диагностика требует сотрудничества врачей многих специальностей и использования ряда методов. Она использует морфологические, морфометрические, биохимические, цитогенетические и молекулярные методы.
Особо важную роль в выявлении новообразований играет визуальная диагностика – классические рентгенологические методы, УЗИ, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография.
Краеугольным камнем диагностики рака остается патоморфологический диагноз. Гистологическое исследование опухоли (а часто и цитологическое исследование) является основой для надежного анализа неопластического заболевания и дает ценные рекомендации по выбору оптимальной терапии для данного пациента.
Несмотря на огромный технический прогресс в области диагностики рака, правильное мышление, основанное на знаниях и опыте специалиста, а также тщательно проведенное собеседование по-прежнему играют фундаментальную роль в диагностическом процессе.
Врач, который дает направление на диагностику болезни своего пациента, неизменно остается основой современной онкологической диагностики. Объем и тип предлагаемого лечения зависят от того, как будет проводиться диагностический процесс и насколько добросовестно будут собираться все данные, определяющие прогрессирование онкологического заболевания. Поэтому очень важно тесное сотрудничество всех специалистов, участвующих в первоначальном диагностическом, а затем и в терапевтическом процессе. Это гарантирует, что все доступные инструменты будут использованы для достижения конечной цели – излечения пациента.
Онкологический диагноз
Большинство пациентов обращаются к врачу на симптоматической стадии рака. Некоторые пациенты не подозревают, что тревожные симптомы могут указывать на развитие онкологического заболевания.
Тщательное физическое и медицинское обследование может существенно способствовать обнаружению рака на ранней стадии развития.
Тот факт, что половина опухолей толстой кишки, например, находится в пределах досягаемости при ректальном пальцевом исследовании, по сравнению с простотой этого диагностического теста, подчеркивает его большое значение в улучшении выявления этого заболевания.
Еще один простой тест, который способствует выявлению рака, — это, например, оценка кожи всего тела.
Онкологический диагноз — это широкий термин, используемый для описания всех действий, направленных на установление оптимальной терапевтической процедуры для пациента.
С годами появляются новые, все более совершенные инструменты, благодаря которым лечение опухолевых заболеваний становится индивидуальным. Тем не менее, в основе работы врачей, и не только онкологов, лежит добросовестный сбор анамнеза и медицинский осмотр.
Благодаря тщательному собеседованию и физическому обследованию врач может набросать общую картину проблемы, с которой к нему обращается пациент. На основании этого он определяет объем и характер дальнейших действий. Получить качественное лечение вы можете в онкологической клинике “Луч”.
Затем необходимо использовать тесты визуализации, чтобы оценить, что «невидимо для глаза».
Подозрение на рак на основании клинической картины является основанием для проведения расширенной онкологической диагностики, целью которой является установление гистопатологического диагноза, определение клинической стадии опухоли, оценка общего состояния пациента и определение оптимальной терапевтической процедуры.
Визуализационные исследования в онкологической диагностике
Современная онкологическая диагностика не обходится без компьютерной техники. Это огромная отрасль медицины, обслуживающая не только онкологию и требующая огромного опыта и специальных знаний. Проведенное исследование является основополагающим шагом в процессе диагностики рака, но становится источником ценных знаний только после анализа и интерпретации специалистом.
Дело не только в том, чтобы описать то, что можно увидеть, например, на изображениях, полученных с помощью компьютерной томографии, но и в том, чтобы правильно понять измерения многих параметров этого исследования.
Новообразования нарушают архитектуру и взаимоотношения соседних тканей, поэтому в большинстве случаев визуализирующие тесты могут точно их определить.
Технологический прогресс, сопровождающий визуализационные исследования, позволяет оценить функциональные параметры новообразований, а также ход лечения (магнитно-резонансная спектроскопия, позитронно-эмиссионная томография ПЭТ, магнитный резонанс сосудистого кровотока и диффузии).
Визуализирующие исследования и современная онкологическая диагностика позволяют визуализировать неопластические изменения, а также осуществлять соответствующее нацеливание (нейронавигацию) во время биопсии или взятия диагностических образцов.
Проведение визуализационных тестов позволяет определить стадию новообразования и описать ее с помощью классификации TNM:
- Т (опухоль) – размер раковой опухоли или глубина инфильтрации
- N (нодуль) – морфологический код окружающих лимфатических узлов
- М (метастаз) – наличие отдаленных метастазов
Помимо основных методов, таких как ультразвуковое исследование, компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), сцинтиграфия, EUS и МРТ исследования с эндоректальной катушкой все чаще используются в онко-диагностике.
Все большее значение приобретают исследования с использованием новых контрастных соединений и конкретных радиоактивных индикаторов.
Систематически повышается чувствительность современных методов визуализации при оценке наличия метастатических очагов в регионарные лимфатические узлы.
Развитие новых методик открывает новые перспективы для онкологической диагностики, в том числе для диагностики тонкого кишечника, до сих пор труднодоступного.
Баллонная энтероскопия позволяет исследовать весь тонкий кишечник и собирать материал для исследования, а эндоскопическая капсула, благодаря съемке 4–16 снимков в секунду, позволяет получить точные изображения просвета кишечника.
Нужно помнить, что тесты с визуализацией ценны только тогда, когда они актуальны. При онкологическом заболевании изменения происходят быстро. Результат диагностического теста, проведенного месяц или два назад, и ситуация, представленная во время теста, могут быть сильно устаревшими и ввести онколога в заблуждение.
Все перечисленные методы дают картину, которая является более или менее отдаленным приближением к самой сути заболевания. Они полезны только после тщательного анализа квалифицированным специалистом.
Спектр визуализационных тестов, которые можно использовать для уточнения диагноза, становится шире. Обычно используемые компьютерная томография или ультразвуковые исследования могут быть дополнены, в зависимости от показаний, ПЭТ, МРТ или сцинтиграфическими исследованиями. Если обнаруживаются какие-либо отклонения в визуализирующих исследованиях, цель состоит в том, чтобы выявить проблему – получить образец опухоли – биопсию – с помощью эндоскопических или хирургических процедур и оценить ее патологом.
Патоморфологический диагноз в онкологии
Современная патоморфологическая диагностика новообразований предоставляет клиницистам важные микроскопические данные, характеризующие данное новообразование и позволяет оценить биомаркеры на основе их иммуногистохимической экспрессии в ткани или в результате молекулярных тестов. Это данные, полезные в клинической практике, которые известны, как прогностические факторы. Благодаря им можно разделить пациентов на прогностические группы и выбрать оптимальный метод терапии.
Патоморфологическая диагностика новообразований делится на следующие типы:
- начальная,
- углубленная,
- интраоперационная,
- послеоперационная.
Ключевым этапом является начальный этап, который начинается с диагностики новообразования на основе клинического или визуального обследования и заканчивается микроскопической диагностикой новообразования.
Рекомендуется, чтобы первоначальный диагноз был подтвержден двумя независимыми патологами.
Первоначальный патоморфологический диагноз – основа для планирования оптимальной терапии для данного пациента.
Материал, собираемый для патоморфологической оценки, делится на цитологический и гистопатологический. Изученный на предварительном этапе биопсийный материал также используется для проведения специализированных иммуногистохимических и молекулярных тестов с целью оценки прогностических факторов в случае запущенных новообразований, требующих лечения с использованием молекулярно-таргетной терапии.
До недавнего времени полученные результаты гистопатологического исследования вместе с результатами визуализирующих исследований окончательно определяли тип заболевания и определяли метод лечения. В настоящее время, благодаря выявлению дополнительных молекулярных факторов, можно ответить на вопрос: что это такое? Это позволяет выбрать более специфические, «целевые» онкологические методы лечения.
В ближайшем будущем следует ожидать регистрации многих новых лекарств с молекулярной направленностью и молекулярных тестов, направленных на выбор групп пациентов, которым лечение будет выгодно.
Онкомаркеры – наследственность рака
Онкомаркеры — это разнообразная группа молекул с разными свойствами, являющаяся общим знаменателем рака. Сами по себе онкомаркеры не позволяют диагностировать болезнь, однако некоторые из них имеют некоторый потенциал для скрининга, оценки прогноза, раннего выявления рецидива (метастазирования) и мониторинга эффективности лечения. Их серийное исполнение имеет смысл, когда повышение их ценности может способствовать изменению диагностических и терапевтических процедур.
Онкомаркеры определяются не только из крови пациентов, но и в ходе иммуногистохимических и генетических тестов иссеченной опухолевой ткани (оценка экспрессии клеточных маркеров, генетических мутаций).
Молекулярные тесты, направленные на определение молекулярных различий рака у конкретного пациента, позволяют персонализировать лечение, выбирая молекулярную терапию и комбинируя ее с традиционной химиотерапией, лучевой терапией и хирургией.
На протяжении многих лет лечение рака напоминало пресловутую стрельбу из пушки по воробью. Первый онкологический препарат, ориентированный на молекулярную мишень – иматиниб (он ингибирует, среди прочего, киназу BCR-abl, присутствующую в клетках пациентов с хроническим лимфолейкозом с нынешней аномалией, называемой филадельфийской хромосомой), оказался прорывом в подходе к лечению опухолевых заболеваний.
Провозглашенная «таблеткой от рака», она фактически изменила представление о раке как об остром заболевании, которое неизбежно закончится смертью, на болезнь, которая может перейти в хроническое состояние.
Исследования ученых в области биологии или, скорее патологии раковой клетки, ее окружающей среды и взаимодействия с соседними клетками, привели к созданию целого арсенала целевых препаратов, используемых во все более сложной борьбе с раком.
Состояние питания онкологического больного
Наконец, стоит упомянуть о важности мониторинга состояния питания пациента, оценка которого также входит в рамки широко понимаемой онкологической диагностики.
В течение многих лет были доказательства того, что недоедание является независимым фактором риска увеличения заболеваемости, частоты осложнений и длительного периода выздоровления у онкологических больных.
Для оценки состояния питания онкологического больного не требуется специализированное оборудование – достаточно собеседования в кабинете врача.
Данные, указывающие на целесообразность введения диетического лечения перед соответствующей терапией: потеря> 5% массы тела за последний месяц, значение ИМТ <15,5 и потребление пищи менее 25% за последнюю неделю.